Люди земли Уярской На главную Сибирь07

 

     Siberia07.narod.ru            Сибирь07 Уяр                Глубинка 2007                Уярский район                город Уяр

 Есть оркестр на селе...

 

Возродить и взять все лучшее из народных корней – это наш долг.

 

 Участие ребят в студии оркестра народных инструментов активно вовлекает в творчество и оказывает воздействие на их внутренний мир, психологические установки, эмоционально – нравственную культуру.

Музыка является частью нашей жизни, ей доступно чувство знакомое каждому из нас – чувство всеобъемлющей чистой, бескорыстной, очищающей любви. Не требующей никаких благ.

Музыка воздействует на нас посредством звуковых образов, говорит языком выразительных средств. Раскрывает самое сокровенное, воспитывает представление о прекрасном, формирует личность.

В Балайской средней общеобразовательной школе работаю учителем музыки с 1975 года. В этом же году был сформирован первый состав оркестра. Как сейчас помню первых своих музыкантов: Фадееву Татьяну, Хохлун Елену, Кирюшиных Виктора и Светлану, Руцких Ольгу и Зинаиду, Сандрову Елену, Лейман Ольгу и Дрейшкан Ирину, Конепит Светлану и Филину Татьяну, Баранову Инну и Нечаеву Ирину и многих других. Сколько лет прошло с тех пор! Теперь уже мои музыканты имеют свои семьи, большинство получили высшее образование. А школьные годы и оркестр остались в памяти.

На одном из вечеров встреч бывший выпускник Леонтьев Игорь на вопрос: «Что больше всего запомнилось из школьной жизни?» Ответил: «Наш школьный ансамбль.»

Организация деятельности оркестра – дело творческое. Прием учащихся проводится в сентябре, определяющую роль играет принцип добровольности и заинтересованности. У поступающих в оркестр проверяются музыкальный слух, ритм, музыкальная память. Поскольку музыкальной подготовки у ребят нет, теоретическую часть программы изучают параллельно с репетиционными занятиями.

Проходят месяцы упорного кропотливого труда, прежде чем оркестр «заиграет». И каждый раз, когда кажется. Что репертуар готов и можно выносить на зрителя, меня, как руководителя и непосредственного участника, охватывает чувство неудовлетворенности. Как всякое творчество работа в оркестре не терпит шаблона. Каждая репетиция или концерт обогащают участников, расширяют их знания, умудряют опытом. Об этом постоянно помню, вношу соответствующие коррективы в методы работы, чтобы разнообразить ее, отыскивая новые формы, новые приемы.

До 2005 года школьный оркестр, в течение 29 лет, не пополнялся новыми инструментами, а два года назад депутат законодательного собрания Анатолий Быков подарил нам комплект новых инструментов: домры и балалайки. Огромное спасибо за то, что откликнулся на нашу просьбу и в короткий срок эта проблема была решена.

Новые ребятишки приходят в школу музыки, одаренные и менее способные. Приобщаются к миру искусства, знакомятся с русской национальной культурой, учатся понимать и ценить прекрасное. Есть у меня «золотой запас» - выпускники последних лет. Они еще учатся в вузах и техникумах, но на случай, когда срочно нужно собраться и выступить с концертной программой, достаточно созвониться и почти все съезжаются на репетиции. Обычно такая необходимость возникает в летнее время и к вечерам встреч выпускников. Это замечательные и очень талантливые ребятишки! Анганзорова Вера, Анганзорова Люба, Кулакова Света, Пенцель Костя, Гостев Иван, Шеленкова Татьяна, Шеленков Алеша.

 Если бы музыка доставляла ребятишкам одно удовольствие, мне было бы этого мало. Я хочу, чтобы она делала детей добрее и в процессе творческой деятельности ребенок чувствовал свою значимость и ответственность. В работе использую две основные формы обучения: индивидуальную и групповую. Индивидуальная работа способствует развитию конкретных способностей каждого ученика, а групповая – развитию навыков ансамблевой игры, развитию гармоничного слуха, чувства ритма, синхронности движений.

Не народный оркестр мы пропагандируем, а русское народное творчество. Пустота, которая образовалась в душах многих, особенно молодых за счет отсутствия народной музыки, заполнилась эстрадной и рок-музыкой и еще чем-то непонятным. Народное творчество, музыку, песню отстранили, как нерадивые дочери и сыновья родную мать. Русская музыка стала не модной, отсталой. Но ведь мода – это миг, а мать – святыня на века! Русская песня, балалайка – это продление русской души, счастливый дар, и этот дар должен жить. И глубоко ошибаются те, кто ищет новые формы музыкального выражения в отрыве от народного творчества.

На музыкальных занятиях закладывается фундамент, основа, из которой произрастает культура. Можно сказать, что музыкальная культура формируется вместе с личностью человека, а точнее создаются условия, которые в дальнейшем обеспечат устойчивое музыкально – художественное саморазвитие личности, приводящее к обладанию музыкальной культурой как части духовной.

В настоящее время основной состав группы оркестра – дети подросткового возраста от 11-15 лет. Следует отметить, что одни дети вступают в этот период раньше, другие позже. Это кризисный возраст и для этого существуют как внешние, так и внутренние (биологические и психологические) предпосылки. Трудно ли, сложно ли работать с этим возрастом? Не буду лукавить – сложно. Сейчас в таких детях и чувство тревоги, и повышенная возбудимость, депрессия и необходимость собственной позиции, упрямство, протест, эмансипация от непосредственного влияния взрослых и многое другое. Л.С.Выготский центральным и специфическим новообразованием этого возраста считал чувство взрослости. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, что проявляется во взглядах, оценках, в линии поведения, в отношениях со сверстниками и взрослыми. И мне, это взросление, особенно интересно наблюдать, ведь ребята приходят играть в оркестр из начальных классов, а расстаемся  со многими по окончанию школы.

Хорошо известно, любая профессия требует от человека целого комплекса определенных качеств и знаний. Особое их сочетание необходимо руководителю оркестра: организатором, администратором, дирижером, педагогом-музыкантом, психологом. Разные характеры, разные детские судьбы, с разным настроением приходят на репетиции и к каждому нужно найти подход, кого-то подбодрить, а кого-то и пожурить за пропуски, кого-то похвалить, а с кем-то просто поговорить по душам после занятий.

Это замечательные ребятишки, не похожие друг на друга, но Личности! Дубинец Сережа прекрасно играет на контрабасе, Голубко Нина и Трофимова Ксюша занимаются третий год, хорошо играют на домрах, Якимов Олег и Хаджегуров Саша успешно осваивают балалайки приму и альт, любознательный, одаренный мальчик, наша «звездочка» Шафрыгин Дима, шалун и непоседа, но способный в музыке Мелихов Слава, рассудительный, но с характером Гузев Андрей – исполняет в оркестре партии баяна, стремление к самоутверждению проявляется у начинающего гитариста Хаджегурова Максима, он обладает хорошим чувством ритма, музыкален.

Школьный оркестр играет важную роль в пропаганде музыкальной культуры, ведь многое из нашего истинно народного духовного наследия в последние десятилетия стало угасать. Но есть аксиома: без прошлого нет настоящего, без настоящего – будущего. Возродить и взять все лучшее из народных корней – это наш долг.  

 

 

 Учитель высшей категории,

«Почетный работник общего образования»

Шеленкова Любовь Александровна

 

 

 
     
 

 

 
     
 
 Люди земли Уярской На главную Сибирь07


Hosted by uCoz