Участие ребят в студии оркестра народных
инструментов активно вовлекает в творчество и оказывает воздействие на
их внутренний мир, психологические установки, эмоционально –
нравственную культуру.
Музыка является частью нашей жизни, ей доступно
чувство знакомое каждому из нас – чувство всеобъемлющей чистой,
бескорыстной, очищающей любви. Не требующей никаких благ.
Музыка воздействует на нас посредством звуковых
образов, говорит языком выразительных средств. Раскрывает самое
сокровенное, воспитывает представление о прекрасном, формирует личность.
В Балайской средней общеобразовательной школе
работаю учителем музыки с 1975 года. В этом же году был сформирован
первый состав оркестра. Как сейчас помню первых своих музыкантов:
Фадееву Татьяну, Хохлун Елену, Кирюшиных Виктора и Светлану, Руцких
Ольгу и Зинаиду, Сандрову Елену, Лейман Ольгу и Дрейшкан Ирину, Конепит
Светлану и Филину Татьяну, Баранову Инну и Нечаеву Ирину и многих
других. Сколько лет прошло с тех пор! Теперь уже мои музыканты имеют
свои семьи, большинство получили высшее образование. А школьные годы и
оркестр остались в памяти.
На одном из вечеров встреч бывший выпускник
Леонтьев Игорь на вопрос: «Что больше всего запомнилось из школьной
жизни?» Ответил: «Наш школьный ансамбль.»
Организация деятельности оркестра – дело
творческое. Прием учащихся проводится в сентябре, определяющую роль
играет принцип добровольности и заинтересованности. У поступающих в
оркестр проверяются музыкальный слух, ритм, музыкальная память.
Поскольку музыкальной подготовки у ребят нет, теоретическую часть
программы изучают параллельно с репетиционными занятиями.
Проходят месяцы упорного кропотливого труда,
прежде чем оркестр «заиграет». И каждый раз, когда кажется. Что
репертуар готов и можно выносить на зрителя, меня, как руководителя и
непосредственного участника, охватывает чувство неудовлетворенности. Как
всякое творчество работа в оркестре не терпит шаблона. Каждая репетиция
или концерт обогащают участников, расширяют их знания, умудряют опытом.
Об этом постоянно помню, вношу соответствующие коррективы в методы
работы, чтобы разнообразить ее, отыскивая новые формы, новые приемы.
До 2005 года школьный оркестр, в течение 29 лет,
не пополнялся новыми инструментами, а два года назад депутат
законодательного собрания Анатолий Быков подарил нам комплект новых
инструментов: домры и балалайки. Огромное спасибо за то, что откликнулся
на нашу просьбу и в короткий срок эта проблема была решена.
Новые ребятишки приходят в школу музыки, одаренные
и менее способные. Приобщаются к миру искусства, знакомятся с русской
национальной культурой, учатся понимать и ценить прекрасное. Есть у меня
«золотой запас» - выпускники последних лет. Они еще учатся в вузах и
техникумах, но на случай, когда срочно нужно собраться и выступить с
концертной программой, достаточно созвониться и почти все съезжаются на
репетиции. Обычно такая необходимость возникает в летнее время и к
вечерам встреч выпускников. Это замечательные и очень талантливые
ребятишки! Анганзорова Вера, Анганзорова Люба, Кулакова Света, Пенцель
Костя, Гостев Иван, Шеленкова Татьяна, Шеленков Алеша.
Если бы музыка доставляла ребятишкам одно
удовольствие, мне было бы этого мало. Я хочу, чтобы она делала детей
добрее и в процессе творческой деятельности ребенок чувствовал свою
значимость и ответственность. В работе использую две основные формы
обучения: индивидуальную и групповую. Индивидуальная работа способствует
развитию конкретных способностей каждого ученика, а групповая – развитию
навыков ансамблевой игры, развитию гармоничного слуха, чувства ритма,
синхронности движений.
Не
народный оркестр мы пропагандируем, а русское народное творчество.
Пустота, которая образовалась в душах многих, особенно молодых за счет
отсутствия народной музыки, заполнилась эстрадной и рок-музыкой и еще
чем-то непонятным. Народное творчество, музыку, песню отстранили, как
нерадивые дочери и сыновья родную мать. Русская музыка стала не модной,
отсталой. Но ведь мода – это миг, а мать – святыня на века! Русская
песня, балалайка – это продление русской души, счастливый дар, и этот
дар должен жить. И глубоко ошибаются те, кто ищет новые формы
музыкального выражения в отрыве от народного творчества.
На музыкальных занятиях закладывается фундамент,
основа, из которой произрастает культура. Можно сказать, что музыкальная
культура формируется вместе с личностью человека, а точнее создаются
условия, которые в дальнейшем обеспечат устойчивое музыкально –
художественное саморазвитие личности, приводящее к обладанию музыкальной
культурой как части духовной.
В настоящее время основной состав группы оркестра
– дети подросткового возраста от 11-15 лет. Следует отметить, что одни
дети вступают в этот период раньше, другие позже. Это кризисный возраст
и для этого существуют как внешние, так и внутренние (биологические и
психологические) предпосылки. Трудно ли, сложно ли работать с этим
возрастом? Не буду лукавить – сложно. Сейчас в таких детях и чувство
тревоги, и повышенная возбудимость, депрессия и необходимость
собственной позиции, упрямство, протест, эмансипация от
непосредственного влияния взрослых и многое другое. Л.С.Выготский
центральным и специфическим новообразованием этого возраста считал
чувство взрослости. Подросток начинает чувствовать себя взрослым,
стремится быть и считаться взрослым, что проявляется во взглядах,
оценках, в линии поведения, в отношениях со сверстниками и взрослыми. И
мне, это взросление, особенно интересно наблюдать, ведь ребята приходят
играть в оркестр из начальных классов, а расстаемся со многими по
окончанию школы.
Хорошо известно, любая профессия требует от
человека целого комплекса определенных качеств и знаний. Особое их
сочетание необходимо руководителю оркестра: организатором,
администратором, дирижером, педагогом-музыкантом, психологом. Разные
характеры, разные детские судьбы, с разным настроением приходят на
репетиции и к каждому нужно найти подход, кого-то подбодрить, а кого-то
и пожурить за пропуски, кого-то похвалить, а с кем-то просто поговорить
по душам после занятий.
Это замечательные ребятишки, не похожие друг на
друга, но Личности! Дубинец Сережа прекрасно играет на контрабасе,
Голубко Нина и Трофимова Ксюша занимаются третий год, хорошо играют на
домрах, Якимов Олег и Хаджегуров Саша успешно осваивают балалайки приму
и альт, любознательный, одаренный мальчик, наша «звездочка» Шафрыгин
Дима, шалун и непоседа, но способный в музыке Мелихов Слава,
рассудительный, но с характером Гузев Андрей – исполняет в оркестре
партии баяна, стремление к самоутверждению проявляется у начинающего
гитариста Хаджегурова Максима, он обладает хорошим чувством ритма,
музыкален.
Школьный оркестр играет важную роль в пропаганде
музыкальной культуры, ведь многое из нашего истинно народного духовного
наследия в последние десятилетия стало угасать. Но есть аксиома: без
прошлого нет настоящего, без настоящего – будущего. Возродить и взять
все лучшее из народных корней – это наш долг. |