|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Информационный ресурс siberia07.narod.ru/OBRAZ.html
ПАСПОРТ Районной целевой программы «Одаренные дети» на 2011 – 2013 г.г.
Цель программы: 1. Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования. 2. Формирование системы социально-психологической поддержки одаренных и способных детей. Задачи программы: -совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки, создание психолого-консультационной службы для оказания психологической помощи одарённым детям; - отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества; - создание условий для укрепления здоровья одарённых детей; -расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах. Ожидаемые результаты реализации программы Реализации программа призвана способствовать: -созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся; -созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, социального педагога и других специалистов для работы с одарёнными детьми; -созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей; -повышению качества образования и воспитания школьников; -формирование банка, технологии и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей. Основные мероприятия программы -разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм учителей для одарённых детей; -организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований; -приобретение оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности школьников в школе, развивающих работу с одарёнными детьми; -приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей; - подбор и поддержка руководителей исследовательских и творческих работ школьников; -проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми. Сроки реализации программы 2011 – 2013 гг. Объемы и источники финансирования Программы местный бюджет Обоснование проблемы Анализ ее исходного состояния Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Работа с одаренными детьми продолжает осваиваться одним из приоритетных направлений в школе. Ежегодно проводятся школьные, районные олимпиады. Одним из пунктов программы «Одаренные дети» является выявление способных учащихся и направление их на курсы, которые занимаются подготовкой к поступлению в ВУЗы на базе школы. В районе ведётся работа по повышению уровня квалификации педагогов, работающих с одарёнными детьми. Профессионализм и ответственность, забота педколлектива о будущем детей являются гарантом реализации программы. Концепция программы Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. Одаренные дети: · имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; · имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; · испытывают радость от добывания знаний, умственного труда Условно можно выделить следующие категории одаренных детей: 1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями. 2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями. 3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями. 4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями. 5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми: · принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; · принцип возрастания роли внеурочной деятельности; · принцип индивидуализации и дифференциации обучения; · принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; · принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества. Цели и задачи работы с одаренными детьми
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. Формы работы с одаренными учащимися: · групповые занятия с одаренными учащимися; · факультативы; · кружки по интересам; · конкурсы; · курсы по выбору; · участие в олимпиадах; · работа по индивидуальным планам; · занятия в профильных классах · интеллектуальные марафоны Программа развития предусматривает целенаправленную работу с одаренными учащимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути и реализуется в действии. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Методические требования к организации и практической реализации программы «Одарённые дети» 1.1. Исполнение государственных принципов образования ст. Закона РФ «Об образовании» 1.2. Экспертиза имеющейся нормативно-правовой базы, выводы, направление на социальную защиту и поддержку одаренных детей. 1.3. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся. 1.4. Разработка системы мер по повышению квалификации педкадров, работающих с одаренными детьми. 1.5. Создание творческого объединения учителей, работающих с одаренными детьми 1.6. Совместная коррекционно-методическая работа учителей-предметников и районного психолога. 1.7. Ежегодный анализ состояния и результатов работы учителей с талантливыми учащимися, принятие необходимых управленческих коррекционно-направляющих решений. 1.8. Обогащение и распространение опыта педагогов, работающих с одаренными детьми. 1.9. Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми. 2. Организационная деятельность школы 2.1. Педагогические консилиумы, совещания по результатам диагностирования. 2.2. Организация патронажа между учителями предметниками и способными учащимися. 2.3. Организация методической работы с педколлективом, обеспечение учебно-методической литературой. 2.4. Формирование режима работы школы, обеспечивающего возможности участия школьников в системе школьного дополнительного (факультативы, индивидуальные занятия) и внешкольного образования (ЦДОД «Пионер», ДЮСШ). 3. Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения отдельных образовательных областей или предметов. 3.1. Рациональное наполнение школьного компонента БУПа с учетом склонностей и запросов, учащихся через формирование факультативов, спецкурсов, кружков. 3.2. Организация и проведение школьных олимпиад. Участие в районных и Краевых олимпиадах. 3.3. Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических конференций. 4. Наблюдение, контроль за выполнением программы. 4.1. Включение в план внутришкольного контроля вопросов организации и отслеживания результатов работы со способными учащимися. 4.2. Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня. 4.3. Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов. План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети» на 2011-2013 г.г.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||