Материалы из архива Siberia07.narod.ru >>>
Образование Уярского района
История,культура
НА ГЛАВНУЮ Siberia07
Развитие образования в Уярском районе

Развитие образования в Уярском районе

СИБИРЬ,УЯР
Siberia07.narod.ru

   «…Уже в 1840 году только в трех поселениях теперешнего района-Балай, Ольгино и Уяр- проживало 3040 жителей обоего пола. А в Рыбинской волости было 19 селений с 598 дворами, в которых жителей было более 2000 душ. В основном это были безграмотные люди. Здесь же размещались 3 тюремных здания, два полицейских пункта-команды, пять деревянных часовен, шесть питейных заведений и ни одной школы.
   В 1895 году в Уяре была открыта первая церковно-приходская школа на три класса. В первый год в школе обучалось 20 мальчиков и 2 девочки…
Первой учительницей Уярской церковно- приходской школой была подвижница Лидия Алексеевна Сухова.
   В 1898, с завершением строительства на территории района железной дороги, в с. Ольгино открывается 2-х классное училище, подчиненное Томской железной дороге. Заведующий училищем назначается Сергей Иванович Комаров, законоучителем Павел Архипович Суханов, почетным блюстителем Модест Эрастович Мельгунов. Учителями были: Дементий Осипович Макаревич, Лидия Николаевна Доброхотова: помошники учителей- Орлов и Путинцев. В разное время училище возглавляли: Агния Евстратовна Мальцева( 1909г.), и др.. Почетным блюстителем был Кондрат Федорович Карзон- инженер путей сообщения. Учителями работали Кучеренко Василий Андреевич, Авдохина Софья Васильевна, Мраморков Павел Степанович, Щепочкина Мария Андреевна, Щербакова Матрена Ивановна, пом. Учителям Шестанова Н.Г. и др..
   В 1899 году в селе заканчивается строительство церкви, и в ее приходе сразу же организуется пять церковно-приходских школ. Это, в самом селе Ольгино, дер. Марьевка и трех латышских участках, одна школа национальная. В Толстихинском приходе к 1910 году было 4 церковно-приходских школы: Толстихино, Покровка, Н-Николаевка и Никольское. В этих 4-х школах обучалось 129 мальчиков и 85 девочек. Кроме того, в этом приходе были открыты две школы министерства просвещения-в дер. Восточной и Воронино, с числом учашихся-53 мальчика и 32 девочки. В Уярском приходе было 2 щколы: в Уяре 2-х классная церковно-приходская со 130 учениками при 3-х учителях и с. Сушенском- министерская школа, с 40 учениками. В Семеновском приходе открываются две школы: в Каилыке и Семеновке. В Ново-Александровском две церковно-приходских: Ново-Александровка-54 ученика, из них 22 девочки и Ново-Пятницкое – 57 учеников из них 5 девочек. На переселенческом участке «Каменный» (дер. Каменная Горновка) в 1910 году открыто одноклассное национальное училище (Латышское), возглавил которое поселенец из Лифляндии Оскар Францевич Эглит-Звевник, помошником его был Франц-Хейндрик Андрей, тоже из ссыльных поселенцев. Занятия в училище проводились на латышском языке. Кроме того, в пос. Клюквенном работала железно-дорожная школа с 180 учащимися, преподавание в ней вели 5 учителей.
   Программа обучения предусматривала изучение следующих учебных предметов: Молитва, Ветхий и Новый Завет, история церкви, церковно-славянский язык, духовное пение, чтение, письмо, счисление (арифметика).
   В течении всего 19 века поведение и успеваемость в школах учащихся учитывалось посредством оценок «отлично», «очень хорошо», «хорошо», «изрядно», «средственно». И только в конце века пришли к цифровым отметкам- 5,4,3,2,1, которые действуют и по сей день. Поведение оценивалось как «дурное», «заслуживающее строгого порицания», «хорошее» и «отличное». Определялось оно в соответствующих цифровых оценках.
   Церковно-приходские школы в основном содержались за счет сельских обществ.
( Б.Е.Андрюсов-«Сибирское краеведение» Красноярск 1999г. Стр98)
   «…На ряду с общеобразовательными школами, 17 июня 1910 года по инициативе Государственного совета и Думы, было разрешено из средств земельного сбора по Енисейской губернии направить на устройство и оборудование Рыбинской, что в близи Уяра, сельскохозяйственной школы. 1911 году в волостном селе Рыбном была открыта первая в Енисейской Губернии низшая сельскохозяйственная школа 2-го разряда, которая за годы существования подготовила тысячи специалистов полеводства и животноводства для всего края.
   Перед Октябрьской революцией в районе сложилась стройная система образования: имелось 22 общеобразовательных 2-3-х классных школы и училища, из них: 9 церковно-приходских,2 железнодорожные и 11 министерских школ. Преподавание вели 32 учителя, из них 6 священнослужителей. Во всех школах района обучались 1000-1100 детей, и это на 27000 населения,35 населенных пунктов, 49 хуторов и заимок, на 5170 хозяйских дворов
   В 1921году в районе при РИКе(районный исполнительный комитет) создается чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Организуется общество «Долой неграмотность». Во всех сельских Советах открываются курсы и пункты по ликвидации неграмотности (Ликбезы), в которых в дальнейшем прошли обучение грамоте тысячи крестьян и рабочих. А рядом с ликбезами и параллельно с ними начинает строиться новая советская система школьного образования, по принципу сформулированном 8 съездом РКП(б) в 1919 году. Цели и принципы в основном были таковы: это бесплатное обязательное общее образование всех детей до 17 лет: равенство всех граждан в получении образования независимо от их национальности, пола, отношения к религии, имущественного и социального положения, выбора языка обучения.
   В 1922-1923 годах в школы района начали поступать новые учебные планы и программы.
   С 1925 года в школах района значительное внимание стало уделяться вопросам сельского хозяйства, начиналась так называемая- технолизация. При школах создавались опытные участки, небольшие фермы, сажались фруктово-ягодные сады. Некоторые школы (Балайская,Семеновская,Толстихинская и др.) не ограничивались работой только на пришкольном участке, но и проводили опыты и наблюдения непосредственно в крестьянских хозяйствах, как в полеводстве так и в животноводстве. Серьезные опыты и наблюдения проводили учащиеся Воронинской и Толстихинской школ совместно с опытным садоводом-любителем Анисимовым в его саду, где он выращивал яблоки, груши, сливы и др. фрукты и ягоды.
   В 1926-28гг. в районе открываются новые школы, комплектуются дополнительные группы. За счет получения дополнительных доходов исполком райсовета смог профинансировать строительство двух школьных помещений и округ профинансировал строительство еще 4-х школ. Таким образом, в районе, помимо бюджетных ассигнований, за год было открыто 6 школ и создана параллельная группа . Кроме того, в деревне Кайлык в 1927г. Началось строительство типовой одноэтажной школы.
10 октября 1927 года общее собрание граждан с. Уяра и пос. Клюквенный постановило открыть 3 новых группы в школах, взяв на себя расходы по содержанию 4-х учителей.
23 октября 1928г. в газете «Красноярский рабочий» было опубликовано открытое письмо 11-ти бедняков дер. Восточное,Уярского района, в котором говорилось:
«…нам необходимо поднять культурный уровень нашей бедноты, организовать избу-читальню.
…острая необходимость в оборудовании школы, наша школа имеет жалкий вид: холодная и малая…
Если в нынешнем году школа приняла всего 45 детей, за бортом осталось 60 ребят. РИК нам обещает уже 3года построить новую школу, но, очевидно, ему с этой задачей не справиться.
У нас имеется от самообложения 250руб., при помощи РИКа и нашей организованности мы бы могли построить в деревне типовую школу…»
   Школьная сеть района в 1930 году представляла собой: школы 1ступени-29; школы 11 ступени-1 в Уяре
   В 1933 г. в районе уже действовало 33 общеобразовательных школы, в которых обучалось 5202 ученика, в школах трудились137 учителей, а в 1938 г. в 43 школах обучалось грамоте и воспитывалось в коммунистическом духе уже6856 детей рабочих и крестьян, классового деления уже не было. Рост учащихся в школах за 5 лет составил-31,8%.
   К 1940 г. обучением были охвачены почти все дети школьного возраста, и только 70 детей по району, по разным причинам оставались вне школьного образования. На ряду с таким огромным ростом учительского состава(4,8 раза) он коренным образом изменился и качественно. Из общего количества педагогов 62,5% уже имели специальное высшее или среднее педагогическое образование или учились заочно.
   Во время войны не хватало помещений для школ. В 40-й железнодорожной школе с. Уяр в начале 1941-42 учебных гг. был размещен военный госпиталь.
В период войны значительно снизилась успеваемость и дисциплина среди учащихся. Средняя успеваемость по школам района по годам определялась: 1942г.-77%, 1943г.-79%, 1944г. повысилась на6% и составила 85%. Передовые школы: Семеновская, НСШ, Николаевская, Луковская, Громадская и др. начальные школы успеваемости имели до 90%.
Огромное значение в школах района в военные годы приобрело военно-физическое воспитание молодежи. Среди учащихся школ была организована специальная подготовка. Только в 1943г. в школах было подготовлено 746 санинструкторов, 500 лыжников, 385 значкистов и т.д. В свободное от учебы время учащиеся городских школ Уяра оказывали существенную помощь медицинскому персоналу эвакогоспиталя. В годы войны школы в корне изменили саму постановку политического воспитания. Она осуществлялась в тесной увязке учебного материала с элементами коммунистического воспитания, путем проведения политинформаций, через стенную печать, приглашением лекторов и докладчиков, вернувшихся с войны, через школьную самодеятельность. Благодаря этому комплексу мероприятий дети хорошо ориентировались в происходящих событиях в стране и за рубежом. Сознательно, своим посильным трудом оказывали постоянную помощь фронту и тылу. Так, только в 1943 году в период уборочных работ на колхозных и совхозных полях и фермах работало 1167 учеников, 23% от общего их количества в районе. Учащимися заработано 38852 трудодня и 21963 руб. деньгами. Ими собрано и сдано 273 кг. лекарственного сырья,18947 кг. металлолома, отправлены сотни посылок с теплыми вещами и продуктами, выполнили сотни больших и малых дел- наши молодые патриоты.
    
Послевоенные годы.
   В целях улучшения материального положения учащихся и более полного привлечения детей в школы в 1951-52гг. в районе при семилетних и средних школах было создано шесть интернатов, где содержалось 105 учеников, что положительно повлияло на приток учащихся в 5-7 и 8-10 классы.
   Благодаря совершенствованию учебно-методической работы, повышению профессионального мастерства учителей, успеваемость в школах начала повышаться. Так, в 1954-55гг. она определилась на уровне 85% вместо 79% в предыдущем 1953-54г. Три начальные школы и 40 учителей имели 100% успеваемость.
   В 1952-53г. в школах района работали 231 учитель и воспитатель, из которых с высшим образованием было-22 , окончивших учительские институты(незаконченное высшее) – 37 человек, со средним педагогическим- 122, общим средним-21 и незаконченным средним-29 учителей.
Лучшими учителями были: Пинаева Е.Н.-Уярская НСШ; Попова Н.А.-Уярская средняя; Трушина К.Н. –Березовская НСШ; Савойская В.И.-Балайская; Еремина А.Н.-Никольская начальная; Лаврищева А.П.-Уярская семилетняя и др. Лучшими директорами школ считались: Лаврищева А.П ; КостинМ.М.; Кузиков В.Н.; Горбач А.К.; Беликов; Моисеенко и др.
   Ежегодно увеличивалась сеть школ. Только за два года, 1953-54г., количество новых школ и классов возросло почти в двое. В 1955г. в районе было 37 начальных, 8 восьмилетних, 5 средних школ. Рабочая и колхозная молодежь обучалась в 3 вечерних школах. Учителей и воспитателей было 302 человека.
   К 1960г. основная масса уч-ся приходилась на средние школы и резко сократилась в начальных классах.
   Наибольший рост школ в районе приходится на1950-60гг. за эти 10 лет количество школ увеличилось на 13%, а количество уч-ся возросло на 54,1%, увеличилось на 3 средние и 2 семилетние школы. Количество уч-ся в средних школах возросло более чем в 6 раз, а 7-8 летних сократилось в 2,5 раз.
   К концу 60-хгг. Общее количество школ не увеличилось, но возросла сеть восьмилетних и средних школ. Из восьмилетних в д.Сушеновка, с. Балай, Ново-Пятницкое и г.Уяре, разворачиваются средние школы, а из начальной в д. Сухоной- восьмилетняя.
   В 1970г. в районе работало 38 школ министерства просвещения и 3 школы МПС. Из них 11 средних, 6 восьмилетних и 24 начальных.
   1965-70гг., значительно активизировалась работа по внедрению трудового обучения, организовывались мастерские по металлообработке, деревообработке, пошиву, переплетному делу и др.
   Успеваемость в школах хотя и повысилась, но все еще оставалась низкой в ряде школ. За последние годы 1965-70гг., она была 80- 88,8% в среднем по району, но в некоторых школах была и ниже средней. Более высокая успеваемость была достигнута: в Толстихинской-директор Куличихин-93,8%; Восточинской-директор Гордеева-94,4%; Громадская-Солдатенко-100% и др. 73 класса имели 100% успеваемость
   В 1970г. в школах работало 334 учителя и воспитателя. На каждого учителя приходилось в среднем по 19,8 учеников. В учительском корпусе с высшим образованием было-35%, незаконченным высшим- 8% и средним педагогическим-38,8%.
С ростом школ и учащихся постоянно укреплялась и материальная база, оснащались современным оборудованием школьные предметные кабинеты. Материальную поддержку и помощь школам оказывали предприятия: ЖБК и ЖБКИ, слюдфабрика, учреждение УП-28816, совхозы «50 лет КПСС», Александровский, Балайский и др….»

(РАКК фонд Р-1775., «История русского языка» М.1989г.стр.158., «Сибирское краеведение» Кр-ск 1999г.стр.98-99., «История Сибири» Ленинград 1968г.т.IV-V., Памятные книжки Енисейской губернии за 1895-1913г.г., Статистический обзор Енисейской губернии за 1913г.Кр-ск-1914г., Описание церковных приходов Кр-ск – 1911г., Архив Уярского района., Итоги переписки населения 1989г., Хрестоматия по отечественной истории 1914-1945г.Москва-1996г., Журнал «Сибирская деревня» 1913-1914г., материалы краеведа земли Уярской Г.Мосунова)
Siberia07.narod.ru
Редактор Алкснис Ю.В.

Внимание! Использование материалов без ссылки на страницу запрещено.

 

Редактированный материал из рукописного архива на Siberia07.narod.ru >>>
Образование
История,культура
НА ГЛАВНУЮ Siberia07


Hosted by uCoz